Российское общество переживает цивилизационный конфликт  
12 августа 2009 г. в 13:16
Можно констатировать, что российское общество переживает внутри такой цивилизационный конфликт, относительно того, чем является Россия в смысле цивилизационном. Этот конфликт гораздо более существенен, чем его представляют и в СМИ, и в обыденном сознании. Полезно было бы нам определить, почему идет такая борьба за статус. Когда Римская империя впала в цивилизационный кризис, шла борьба между Византией и Римом – кто является наследником Римской империи, кто из них несет в себе генотип культурный, политический, идейный, хозяйственный Римской империи. Это было очень важным. Эта борьба долго шла, несколько веков.

Потом, формула «Москва – это Третий Рим» – это тоже была претензия, не только на какое-то религиозно-духовное лидерство, но и на цивилизационный статус. Это можно проследить вплоть до настоящего момента, потому что когда уже стало складываться международное право Нового времени, в нем было определенно сказано, что цивилизация имеет право вести войну против всех варварских стран. В наше время мы видим, что стоит определить какую-то страну как варварскую, как нецивилизованную (ее называют страной-изгоем), и опять же в отношении нее никакие нормы международного права не действуют. Мы это видели в отношении Ирака, и в отношении бомбежек, скажем, Сербии, Югославии.

Поэтому любая большая культура, которая имеет основание на то, чтобы получить такой вот неофициальный, но принятый, цивилизационный статус, за него активно борется.
Читать далее

Цивилизации, как и нации, требуют сборки  
4 августа 2009 г. в 12:37

Прежде всего цивилизации, как и нации, требуют сборки. Они не возникают сами собой. Для этого должна быть совместная, скоординированная, интенсивная работа философов, поэтов, жрецов, царей, т. е. государства, всех сословий и социальных групп общества. То есть они должны эту цивилизацию строить. Как только они перестают эту деятельность выполнять, цивилизация, уже казавшаяся сильной и слаженной, начинает распадаться, или, как говорят, деградировать. Это мы и наблюдали, кстати, в последний советский период.

Цивилизация существует, только если есть самоосознание ее членов, то есть людей, живущих в этой цивилизации. Сама полемика, которая у нас идет или подспудно, или явно, имеет очень большое значение для реального состояния людей, страны и России как культуры и цивилизации. Вот что делает сегодня влиятельная часть нашей элиты и особенно в СМИ, где она господствует, часть политиков, философов? Они пытаются убедить население России в том, что Россия не цивилизация.

Если вспомнить перестройку, то тогда бытовало три версии. Первое - что Россия, СССР - страна варварская, цивилизации там не было, и только ее предстоит создать в ходе перестройки. Вторая версия сводилась к тому, что Россия - это часть Запада, периферийная, отставшая, ее надо подправлять и возвращаться в лоно цивилизации, из которой выпали в советское время. И третья версия, ну такая, может быть, экстравагантная, что Россия - цивилизация, она всегда была цивилизацией, но цивилизацией бесчеловечной, уродливой, такой «империей зла». Это была тоже важная линия.

Сейчас можно сказать, что вот этим конфликтом было спровоцировано восстановление массового самоосознания населения России как цивилизации.

Читать далее

Надо найти способ изложить внятно и понятно оба проекта  
24 июля 2009 г. в 13:10

Мы говорили о том, что Россия переживает глубокий цивилизационный кризис и конфликт нескольких цивилизационных проектов. Но прежде всего основной конфликт - это конфликт между радикальным западничеством, то есть идеей построить в России что-то вроде западного общества, западного хозяйства, западной политической системы, а с другой стороны, основная масса населения считает, что Россия - это самобытная цивилизация и что никакого резона и даже никакой возможности сменить цивилизационные основы тех структур нет у нас. Этот большой конфликт, собственно говоря, и породил глубокий кризис и раскол общества.

Сейчас мы пережили, может быть, острый период кризиса в течение 20 лет, а дальше надо найти способ изложить внятно и понятно большинству общества оба проекта, которые столкнулись в этом конфликте. Вот к этому постепенно подходит, можно сказать, ядро общества, то есть его средняя, такая нерадикальная часть. И как только государственная власть решится подняться над этой схваткой и попытаться найти компромисс и даст приемлемые решения, это дело очень быстро может быть реализовано. Альтернатива этому - это уже расхождение двух частей расколотого общества на такие непримиримые позиции и выработка внутри каждой части такого, конфронтационного проекта. Такой фатальный исход нам не надобен. Надо описать те системы, которые и представляют собой ядро жизнеустройства в каждом типе цивилизации.

Читать далее

Конфликт проектов расколол общество примерно пополам  
14 июля 2009 г. в 12:10

За последние 20 лет в условиях такого глубокого кризиса люди много думают о тех угрозах, перед которыми оказалась Россия как целое, если условно говорить, как цивилизация. Я думаю, что этот кризис стимулировал такое обдумывание этих угроз, которое привело к тому, что множество таких действий правящей элиты за эти 20 лет, которые воспринимались как частные решения, стало складываться в целостное представление.

Понятно, что в любой крупной цивилизации всегда идет внутренняя «гражданская война» разных проектов. Те же западники и славянофилы фактически вели идейную «войну». Это была «война» двух цивилизационных проектов. Государство в основном старалось эту «войну» как-то модерировать и не вставало на сторону одной из цивилизационных партий в этой конкуренции проектов. Но сейчас получилось так, что государство, начиная с Ельцина, определенно встало на одну сторону в таком вот конфликте, а конфликт этот расколол общество примерно пополам, в результате чего получается совершенно тупиковая ситуация.

Я думаю, что если так взглянуть на этот раскол, который мы переживаем, то можно было бы такую плодотворную картину нарисовать, которая могла бы быть предметом общенационального обсуждения. То есть надо искать какие-то компромиссы, надо выкладывать на стол свои идеалы и интересы уже не по частным вопросам, скажем, социального конфликта, этнических конфликтов или политических, а по проблеме исторического выбора. Сейчас структура повестки дня гипотетических дебатов уже достаточно ясна.

Читать далее

:: Специальные предложения для друзей ::